Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 30.07.2025, 09:00

Официальный сайт МБОУ Износковская ООШ

Страницы сайта
Меню сайта
Режим работы школы [1]
Методическая копилка [6]
Сдаем ОГЭ и ЕГЭ [0]
Образовательная программа школы [1]
Учебная деятельность [1]
Профсоюз школы [3]
Результаты олимпиад [0]
ФГОС НОО и ООО [0]
Положения и акты [0]
Проектная деятельность [0]
Воспитательный план [0]
Открытые мероприятия [6]
Педагогический коллектив [0]
Информация для родителей [0]
Открытые уроки [0]
Мы отдыхаем [3]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2015 » Май » 16 » 5 класс Тема урока: - Ться и тся в глаголах
08:46
5 класс Тема урока: - Ться и тся в глаголах

      5 класс

    Тема урока: - Ться и тся в глаголах

     Цель урока: - составить алгоритм правописания -ться,- тся на основе сравнительного анализа языкового материала и синтеза, ранее полученных знаний с наблюдениями, проведенными на уроке.

     Задачи:

- формировать потребность и умение отстаивать свои взгляды и убеждения, эмоциональную отзывчивость;

- отрабатывать способ действия при выборе написания – ться, -тся; формировать умение увидеть проблему и найти пути ее решения. Умении самостоятельно выводить правило правописания – ться,-тся в глаголах, вести работу по предупреждению ошибок в написании данной орфограммы;

- развивать умение высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать, развивать орфографическую зоркость;

- воспитывать положительное отношение к учебе; интерес к УНТ;

- обучать работать в паре, группе, коллективно.

В ходе урока формируются следующие УУД:

Личностные: - доброжелательность, доверие и внимательность к товарищам по классу, готовность к сотрудничеству, оказание помощи; чувство прекрасного.

 

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того. что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно; планирование – составление плана и последовательности действий; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний; контроль- в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценка -  выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

 

Познавательные:  - умения сверять свои действия с целью, работая по плану, и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; самостоятельно формулировать тему, цель урока после предварительного обсуждения; отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации; определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех.

 

Коммуникативные: умение оформлять свою мысль в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций6 высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы.

 

 

 

 

 

 

 

Оборудование:

Мультимедийный проектор и экран;

Компьютер;

Презентация;

Схемы-опоры;

Задания на карточках

 

Этап урока

 Требования к этапу

Деятельность, ответы обуч-ся

УУД, формирующиеся на данном этапе

  1. Мртивация к учебной деятельности

А) Поприветствуем гостей. Сегодня на уроке нам предстоит выполнить много заданий. Работать нам нужно дружно, быстро, помогая друг другу. Я подарю вам одну замечательную мудрость:

Порядок на столе – порядок в голове.

- А девизом пусть будут слова:

Постараюсь все понять – буду грамотно писать.

И в тетради тоже. Приведите в порядок рабочие места, откройте тетради и запишите число.

 

Б) Словарный диктант

Сеять, веять, идти, клеить, желать, желтеть, обидеть, сверкать, лаять, ездить ненавидеть, неволить

- Выделите формообразующий суффикс.- Проверьте. Работайте парами. Поставьте оценку карандашом.

- На какие 2 группы можно разделить эти слова?

Г) – Ребята, сегодня вы будете работать в группах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 и 2 спряжение; ть и ти; глаголы совершенного и несовершенного видов

 Регулятивные: волевая саморегуляция

Личностные: действие смыслообразования.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

 

  1. Актуализация знаний

Морфологическая разминка. ( На экране вопросы, каждая гр, отвечает на в-с.) 1 гр. – Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на в-сы: Кто? Что? Это__________________( появляется запись на экране)

2 гр. -Часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на в-сы: Что делать? Что сделать? Это____________( появляется запись на экране)

 

 

 

3гр. Что делать? Что сделать?- это вопросы_________( появляется запись на экране)

 

4гр. Что делает? Что сделает? Что делают? Что сделают?- это вопросы _______( появляется запись на экране)

- Хорошо, вы справились с этим заданием. А для чего мы вспомнили и повторили этот материал?

Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы Кто? Что?- это имя существительное.

Часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы  Что делать? Что сделать?  это  глагол.

Что делать? Что сделать?- это вопросы глаголов неопределенной формы.

Что делает? Что сделает? Что делают? Что сделают?- это вопросы глаголов 3 лица ед.ч и мн.ч.

Он понадобится на уроке, будем применять его в дальнейшем.

Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные: контроль. Коррекция; прогнозирование( при анализе пробного действия перед его выполнением )

  1. Постановка проблемы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Поиск решения проблемы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Построение проекта выхода из затруднения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Реализация построенного проекта

На столе у вас карточки разного цвета. Возьмите карточку зеленого цвета. Прочитайте стихотворение.( Слайд)

Солнце сади/ца/,

Струи/ца/ води/ца/,

Пти/ца/ сини/ца/ в воду гляди/ца/.

Меж грибами мухомор

Красотой горди/ца/.

Нечего горди/ца/-

Для супа не годи/ца/.

- возьмите карточку розового цвета, прочитайте стихотв.  (Слайд)

Солнце садится,

Струится водица,

Птица синица в воду глядится.

Меж грибами мухомор

Красотой гордится.

Нечего гордиться-

Для супа не годится.

- Чем отличается запись на зеленой карточке от записи на розовой?

 

- Сопоставьте произношение и написание одинаковых слов.

- Обсудите в группах.

_ Выпишите пары одинаковых слов из карточек.

 

- Прочитайте слова первого столбика.

 

 

 

 

 

 

Что объединяет все слова первого столбика.

 

- Прочитайте слова второго столбика. Сравните буквы, которыми обозначено сочетание /ца/

 

 

 

 

 

 

- Какой вопрос у вас возникает?

- Поиском ответа на этот в-с мы будем заниматься на этом уроке.

Тема урока: « Тся и ться в глаголах».

 

Давайте еще раз обратимся к нашим словам. Попробуйте объяснить, когда совпадает произношение и написание /ца/.

- Назовите имена существительные.

 

- -Сделайте вывод об этих словах. Обсудите в группах

 - Что можно  сказать о других словах. Назовите их.

- Что можно сказать о глаголах? Когда в них пишется тся, а когда ться? Обсудите в группах. Сформулируйте правило. – Озвучьте его.

 

 

 

 

 

- Какие глаголы отвечают на в-сы: Что делать? Что сделать?

 

- Какие глаголы отвечают на в-сы: Что делает? Что делают? Что сделают? Что сделает?

- Еще сформулируйте правило.

 

 

 - для чего мы сформулировали новое правило?

Физкультминутка.

 

 

Составление алгоритма

-Сегодня на уроке мы познакомились с новым правилом написания глаголов. ( Дети работают в группах)

- Попробуйте составить из «конструктора» алгоритм правописания глаголов на тся, ться ( конверт у каждой группы)

- Какое действие вы поставили на 1 место?

( слайд алгоритма)

-Какой второй шаг?

 

 

 

 

 

 

- Для чего нам необходим даннй алгоритм?

Не забудь вопрос задать

Если «Ь» знак в вопросе,

То в глагол его мы вносим ( Слайд)

А) –Давайте теперь на практике попробуем применить полученные знания, новый алгоритм.

На экране строки стихотворения:

Приходи к нему лечи…

И корова, и волчи….

А пти… над ними кружи….

А пти… на землю сади….

- Прочитайте отрывок из стихотворения. Назовите автора и произведение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На карточке зеленого цвета слова записаны с использованием транскрипции, а на карточке розового цвета эти же слова записаны буквами.

 

Дети работают в тетрадях. Получилась запись;

 сади/ца/- садится

Струи/ца/- стуится

 води/ца/- водица

Пти/ца/ - птица

сини/ца/ - синица 

 гляди/ца/- глядится

 горди/ца/- гордится.

горди/ца/- гордиться

 годи/ца/ - годится

В транскрипции всегда /ца/

/ца/ - может обозначаться сочетанием – ца

/ца/ - может обозначаться сочетанием – ться

/ца/ - может обозначаться сочетанием – тся

( ответы детей фиксируются учителе на доске)

Ца     ться   тся

 

Почему одно и то же сочетание/ца/ - обозначается по-разному.

 

Если это имя существит., то совпадает написание.

Водица, птица,синица

 

Если это имя существ. и слышу /ца/, то пишу /ца/

Дети называют слова, определяют, что это гаголы.

Если гл. отвечает на в-с Что делать? Что сделать? Пишется ться.

Если гл. отвечает на в- с Что делает? Что делают? Пишется тся

Это глаголы в неопределенной форме.

Это глаголы 3 лица ед. и мн.ч.

Если глагол в неопред. Форме буду писать – ться, если в 3 лице – буду писать – тся.

Чтобы не ошибиться в написании глаголов на ться- тся

 

Дети работают в группах.

 

 

Задайте к главному вопрос

 

 

 

Если гл. отвечает на в-с Что делать? Что сделать? Пишется ться.

Если гл. отвечает на в- с Что делает? Что делают? Что сделает? Пиши тся

Чтобы правильно применять правило на письме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К.И.Чуковский « Доктор Айболит»

Познавательные

Умение структурировать знания; постановка и формулировка проблемы: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование. прогнозирование.

Познавательные: Общеучебные: знаково-символическое моделирование; выбор более эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера, умение выражать свои мысли.

Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить высказывание; построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез

УУД постановки и решения проблем; самостоятельное создание способов решения проблем поиск характера.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция4 оценка- оценивание качества и уровня усвоения; коррекция. Познавательные: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить высказывание. Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли

  1. Рефлексия учебной деятельности

- Сейчас вы будете списывать этот текст. Проверьте. Прокомментируйте.

Работа по карточке.

Вье… метели…, в окна стучи…

Сестри…., позволь мне напи… водицы из колод….

Прочитайте предложения, назовите слова с пропущенными орфограммами. – на какие три группы можно разделить эти слова?

 

- Запишите слова с пропущенными орфограммами в три столбика: существ., глаголы н.ф., глаголы 3 л.

 Проверка на слайде.

- Прочитайте слова 1 столбика.

 

 

- Прочитайте слова 2 столбика

 

 

 

- Прочитайте слова 3 столбика.

Ответы детей фиксируются на экране.

 

Какие знания понадобились, чтобы распределить слова по столбикам?

А) Продолжите предложения: « Сегодня на уроке я вспомнил…», « Я узнал…», « Мне понравилось…».

Б) – А сейчас, в соответствии со своим эмоциональным настроением, украсьтедерево:

Зеленый цвет – низкий уровень эмоц. настроения; желтый –средний уровень; красный- высокий.

Учитель подводит итог.

- На нашем дереве больше красного цвета, значит у класса сегодня  высокий уровень эмоц. настроения.

( лечиться – гл., что делать? Пишу – ться, волчица – сущ. – пишу –ца. Птица- сущ. – пишу –ца и так проговаривают все слова с пропусками.

 

 

 

Метелица, напиться, стучится, сестрица, вьется. колодца.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определение частей речи, правильно задать в-с к глаголу, алгоритм.

 

Дети составляют предложения.

Дети украшают дерево.

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

 

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка- выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

  1. Включение в систему знаний и повторения

На столе желтая карточка « Домашнее задание». В ней дано задание по 3 уровням сложности. Выберите для себя приемлимый.

1 уровень. ( Оценка 3) Записать по 10 глаголов на ться, - тся

2 уровень ( оценка 4) Замени звуки буквами. Долго тяне/ца/., отправляю/ца/ в горы, стали раздава/ца/ голоса, разбивае/ца/ на части, поживи/ца/ чужим добром, в ночи кланя/ца/, с водой сливаю/ца/,весело пое/ся/,лучше не сади/ца/, роди/ца/ летом, лени/ся/ на работе.

3 уровень. (оценка 5).  Составить небольшой рассказ, употребив в нем как можно больше глаголов на ться, - тся

- Урок окончен.

 

Регулятивные: прогнозирование

 

 

 

 

 

Категория: Учебная деятельность | Просмотров: 2060 | Добавил: tamara-yazykova | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Материалы сайта
Документация школы [3]
Воспитательная работа [1]
Календарь
«  Май 2015  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2025
    Конструктор сайтовuCoz