Министерство образования и науки РФ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Износковская общеобразовательная школа»
село Износково Льговского района Курской области
Рассмотрено Согласовано Утверждена приказом
Руководитель МО Заместитель директора директора МБОУ
______Лощевских Е.Г. по УВР МОУ «Износковская ООШ» «Износковская ООШ» Протокол № ____ ___________Соболева О.И. _____Жукова Л.В. от «___» ____ 201 г «___» _________201 г. Приказ№__ «_ »__201
Рабочая программа
учебного предмета
« Русский язык»
7 класс
базовый уровень
Разработана
учителем русского языка и литературы
Соболевой О.И.
2014 -2015 учебный год
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по русскому языку в 7 классе составлена на основе Государственного стандарта общего образования (2004), Примерной программы основного образования по русскому языку и программы по русскому языку к учебникам для 5-9 классов (М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. – М.: Просвещение, 2008)
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Каждая тема завершается обобщением и повторением пройденного, что обеспечивает необходимый уровень прочных знаний и умений.
Структура документа
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса , требования к уровню подготовки ,литература и средства обучения
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Цели обучения.
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
- развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Задачи преподавания русского языка состоят в том, чтобы:
- дать определённый круг знаний о строе русского языка, его структуре, уровнях и единицах (фонемах, морфемах, лексемах, типах словосочетаний и предложений), сформировать навыки конструирования единиц речи (высказываний и сложных синтаксических целых ) и умения построить функционально – смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение) в устной и письменной форме, а также использовать их с учётом стилистических норм, целей и условий языковой коммуникации, речевого этикета;
- выработать орфоэпические, интонационные и пунктуационные навыки, привить навыки различных видов чтения;
- пробудить интерес к изучению русского языка и стремление овладеть им.
Формы обучения:
Комбинированный урок, повторительно-обобщающий урок, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи, новые технологии Интернета - кейс, Вики-вики, мастерская и т.д.)
Методы и приёмы обучения:
- обобщающая беседа по изученному материалу;
- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, речеведческий);
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах ( подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа и т.д);
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
- изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;
- комментирование орфограмм и пунктограмм.
- Программа рассчитана на 140 часов (4 часа в неделю), что соответствует учебному плану школы на 2014-2015 учебный год.
Виды и формы контроля
1.Диктант (объяснительный, предупредительный, графический, «Проверяю себя», с языковым анализом текста, по памяти, комментированный);
2.Комплексный анализ текста;
3.Сочинение по картине;
4.Изложение с элементами сочинения;
5.Тест;
Устное высказывание на лингвистическую тему
Учебно -тематический план
Наименование разделов
|
Всего часов
|
|
Количество контрольных работ
|
|
Развитие речи
|
Введение
|
1
|
|
|
|
|
Повторение пройденного материала в 5-6-ых классах
|
10
|
|
1
|
|
1
|
Причастие
|
26
|
|
2
|
|
3
|
Деепричастие
|
9
|
|
1
|
|
1
|
Наречие
|
22
|
|
2
|
|
3
|
Категория состояния
|
2
|
|
|
|
1
|
Служебные части речи
|
1
|
|
|
|
|
Предлог
|
6
|
|
1
|
|
1
|
Союз
|
11
|
|
1
|
|
1
|
|
|
|
|
|
|
Частица
|
12
|
|
1
|
|
2
|
Междометие. Звукоподражательные слова
|
3
|
|
|
|
|
Повторение и систематизация пройденного в 7 классе
|
12
|
|
1
|
|
|
Резерв
|
2
|
|
|
|
|
Итого:
|
117
|
|
10
|
|
13
|
|
|
|
|
|
|
Содержание тем учебного курса
Русский язык как развивающееся явление -1ч
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В 5-6-ых КЛАССАХ 10+1ч
Причастие 26+3ч
I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.
Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление ).
Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.
-
II. Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страда-
тельных причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено, принeceны), правильно употреблять причастия с -суффиксом -СЯ, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом.
III. Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.
Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.
Деепричастие 9+1ч
IV. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование.
Не с деепричастиями.
II. Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.
III. Рассказ по картине.
Наречие 22+3ч
I. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.
Правописание не с наречиями на -о и -е; не- и ни- в наречиях.
Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е.
Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ь после шипящих на конце наречий.
II. Умение правильно ставить ударение в наречиях.
Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.
III. Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.
Категория состояния 2+1
IV. Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.
V. Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ 1ч
Предлог 6+1ч
I. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль
предлогов.
Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.
II. Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки.
Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.
III. Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.
Союз 11+1ч
I. Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы - соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом И сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.
Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.
II. Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.
III. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.
Частица 12+2ч
I. Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.
Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.
II. Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.
III. Рассказ по данному сюжету.
Междометие. Звукоподражательные слова 3ч
I. Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.
Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
II. Умение выразительно читать предложения с междометиями.
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В VII КЛАССЕ 12ч
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС VII КЛАССА
I. Учащиеся должны з н а т ь определения основных изученных в VII классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
I I. К концу VI I класса учащиеся должны о в л а д е т ь следующими у м е н и я м и и н а в ы к а м и:
- производить морфологический разбор частей речи, изученных в VII классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;
- составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;
- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По о р ф о г р а ф и и. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.
Правильно писать изученные в VII классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По п у н к т у а ц и и. Выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.
По с в я з н о й ре ч и. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.
Литература и средства обучения
Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Шанский Н. М. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2010
Учебно-методический комплект учащихся:
Основной учебник: Русский язык: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений/ М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова. – М.: Просвещение, 2009
Учебно-методический комплект учителя:
1. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 7 классе: Кн. Для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1999
2. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку к учебнику М.Т. Баранова и др. Кн . для учителя .М: Вако , 2011
3. Контрольно-измерительные материалы . Русский язык 7 класс. М: Вако.2011
4. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 7 класс. –М.: ТЦ Сфера, 2009.
5.Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку. 7 класс / А.Б.Малюшкин, Л.Н.Иконницкая. –М.: Сфера, 2006.
Интернет-ресурсы
1. http: // rubrikon.com
2. http: //www.ipmce.su/lib/osn prav.htme
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по русскому языку в 7 классе составлена на основе Государственного стандарта общего образования (2004), Примерной программы основного образования по русскому языку и программы по русскому языку к учебникам для 5-9 классов (М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. – М.: Просвещение, 2008)
Рабочая программа рассчитана на 140 часов, из расчета -4 учебных часа в неделю (35 уч.недель), что соответствует учебному плану школы на 2014- 2015 учебный год.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Каждая тема завершается обобщением и повторением пройденного, что обеспечивает необходимый уровень прочных знаний и умений.
Структура документа
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса , требования к уровню подготовки ,литература и средства обучения
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Цели обучения.
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
- развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Задачи преподавания русского языка состоят в том, чтобы:
- дать определённый круг знаний о строе русского языка, его структуре, уровнях и единицах (фонемах, морфемах, лексемах, типах словосочетаний и предложений), сформировать навыки конструирования единиц речи (высказываний и сложных синтаксических целых ) и умения построить функционально – смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение) в устной и письменной форме, а также использовать их с учётом стилистических норм, целей и условий языковой коммуникации, речевого этикета;
- выработать орфоэпические, интонационные и пунктуационные навыки, привить навыки различных видов чтения;
- пробудить интерес к изучению русского языка и стремление овладеть им.
Методы и приёмы обучения:
- обобщающая беседа по изученному материалу;
- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, речеведческий);
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах ( подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа и т.д);
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
- изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;
- комментирование орфограмм и пунктограмм.
Учебно-тематический план
Содержание
|
Кол-во часов
|
Количество контрольных
работ
|
Развитие речи
|
Русский язык как развивающееся явление
|
1
|
|
|
Повторение пройденного в 5-6 классах
|
9
|
1
|
2
|
Морфология, орфография. Культура речи.
Причастие
|
26
|
2
|
4
|
Деепричастие
|
9
|
1
|
1
|
Наречие
|
19
|
2
|
5
|
Категория состояния
|
2
|
-
|
1
|
Предлог
|
6
|
1
|
1
|
Союз
|
11
|
1
|
1
|
Частица
|
11
|
1
|
3
|
Междометие. Звукоподражательные слова
|
3
|
-
|
-
|
Повторение и систематизация пройденного в 7 классе
|
13
|
1
|
-
|
Резерв
|
2
|
|
|
ИТОГО
|
112
|
10
|
18
|
Содержание программы
Русский язык как развивающееся явление ( 1 ч )
Повторение пройденного в 5-6 классах (9+2 ч )
Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.
Морфология, орфография. Культура речи.
Причастие ( 26+4 ч )
1.Повторение пройденного о глаголе в 5 и 6 классах. Причастие. Свойства прилагательного и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий. Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление). Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.
2.Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях (принесенный, принесен, принесена, принесено, принесены), правильно употреблять причастия с суффиксом –ся, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом.
3.Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности ( в том числе специальные «портретные» слова). устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии. Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.
Деепричастие ( 9+1 ч )
1.Повторение пройденного о глаголе в 5 и 6 классах. Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование. Не с деепричастиями.
2.Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.
3.Рассказ по картине.
Наречие ( 19+5 ч )
1.Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий. Правописание не с наречиями на –о и –е; не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы н в наречиях на –о и –е. буквы о и е после шипящих на конце наречий. Суффиксф –о и –а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ь после шипящих на конце наречий.
2.Умение правильно ставить ударение в наречиях. Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.
3.Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.
Категория состояния ( 2 ч+1 )
1.Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.
2.Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.
Служебные части речи (1 ч )
Предлог ( 6+1 ч )
1.Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов. Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.) Дефис в предлогах из-за, из-под.
2.Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки. Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.
3.Рассказ от своего имени на основе причитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.
Союз ( 11 ч+1 )
1.Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы – соединительные, разделительные, противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов. Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогами и частицами и союза также от наречия так с частицей же.
2.Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.
3.Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.
Частица ( 11ч+3 )
1.Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц. Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.
2.Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.
3.Рассказ по данному сюжету.
Междометие. Звукоподражательные слова ( 3 ч )
1.Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении. Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
2.Умение выразительно читать предложения с междометиями.
Повторение и систематизация пройденного в 7 классе (13 ч )
1.Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
Учащиеся должны:
Знать / понимать определения основных изученных в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий. Орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;
Уметь:
Речевая деятельность:
Аудирование:
- Адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
- Выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к типу речи;
- Составлять план текста, производить полный и сжатый пересказ (устный и письменный);
- Обнаруживать ошибки в содержании и речевом оформлении устного высказывания одноклассника;
Чтение:
- Дифференцировать известную и неизвестную информацию прочитанного текста;
- Выделять иллюстрирующую, аргументирующую информацию;
- Находить в тексте ключевые слова и объяснять их лексическое значение;
- Проводить маркировку текста ( подчеркивать основную информацию, выделять непонятные слова и орфограммы текста, делить текст на части и т.п.);
- Составлять тезисный план исходного текста;
- Владеть ознакомительным, изучающим и просмотровым видами чтения;
- Прогнозировать содержание текста по данному началу; с помощью интонации передавать авторское отношение к предмету речи при чтении текста вслух;
Говорение:
- Сохранять при устном изложении, близком к тексту, типологическую структуру и выразительные языковые речевые средства;
- Создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности, выразительности речи;
- Строить небольшое по объему устное высказывание на основе данного плана;
- Формулировать выводы по итогам урока, по результатам проведенного языкового анализа, после выполнения упражнения и т.п.
- Размышлять о содержании прочитанного или прослушанного текста лингвистического содержания, соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, нормы устной речи (орфоэпические, интонационные);
- Уместно использовать этикетные формулы, жесты, мимику в устном общении с учетом речевой ситуации;
Письмо:
- Сохранять при письменном изложении типологическую структуру исходного текста и его выразительные языковые и речевые средства;
- Создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности и выразительности речи;
- Писать тексты-размышления на лингвистические, морально-этические темы дискуссионного характера;
- Соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, а также нормы письменной речи;
- Уместно употреблять пословицы, поговорки, крылатые выражения, фразеологизмы в связном тексте;
- Использовать лингвистические словари при подготовке к сочинению и при редактировании текста;
- Редактировать текст с использованием богатых возможностей лексической, словообразовательной, грамматической синонимии.
Литература и средства обучения
1.Баранов М.Т. Русский язык. 7 класс / М.Т.Баранов. –М.: Просвещение, 2009.
2.Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку. 7 класс / А.Б.Малюшкин, Л.Н.Иконницкая. –М.: Сфера, 2006.
3.Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля: Русский язык. 7 класс. –М.: Интеллект-Центр, 2006.
4.Тростенцова Л.А. Дидактический материал по русскому языку: 7 класс / Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская.- М.: Просвещение, 2006
5. Контрольно-измерительные материалы . Русский язык 7 класс. М: Вако.2011
6. Мультимедийные пособия по русскому языку 7 класс.
|